Best Building Awards® RU | EN

Новое поколение ввели в строй. Открылась Арх-Москва

Состоялось открытие Арх Москвы

В Центральном доме художника открылась выставка "Арх-Москва". Тема выставки — "Next" — новое поколение российских архитекторов, новые тенденции и идеи.

Коммерсантъ № 95 (4150) , 29.05.2009 

По мнению ГРИГОРИЯ Ъ-РЕВЗИНА, новое поколение есть, новых идей у него нет, но выставке это нимало не мешает.

Архитектором года в этом году на "Арх-Москве" избран Сергей Скуратов, автор небоскребов на Мосфильмовской улице и самых дорогих домов на Остоженке. Его выставка расположена на входе в центральную экспозицию "Арх-Москвы" — монументальный блок, внутри которого нереализованные проекты, а по внешним стенам — реализованные. В силу неодолимых законов геометрии внешний периметр больше и торжественнее внутреннего.

Кто бывал на "Арх-Москве" раньше, этому не может не поразиться. Архитекторами года у нас бывали Михаил Хазанов, Сергей Киселев, Юрий Григорян. Каждый из них в связи с получением этого звания нервничал, по чину ли дали, передавая это нервическое чувство своей экспозицией. Юрий Григорян выставился на ступеньках ЦДХ, Сергей Киселев — на третьем этаже на антресолях, и там был только проектор, где показывали его постройки. А господин Скуратов принял звание так, будто он для того и родился,— уверенно, торжественно, с лоском он представляет свои постройки, и сразу понятно, кто на выставке самый главный. Это такая экспозиция, что как-то само собой хочется называть Скуратова в этом году "ваше превосходительство", да и в следующем тоже — на всякий случай.

Годы построения вертикали приучили нас ценить простой армейский порядок, и, двигаясь по выставке, я не мог отделаться от мысли, что до чего же это складно и ладно, когда впереди всех генерал. Дальше шли полковники, и они тоже в присутствии генерала не подкачали. Центральную зону "Арх-Москвы" образовали экспозиции Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, Юрия Григоряна (с потрясающим проектом реконструкции Театра на Таганке), Юрия Виссарионова, Сергея Орешкина (фирма "А.Лен") — все роскошные стенды с серьезными, иногда элегантными, как у Савинкина—Кузьмина, иногда просто дорогими макетами. Отдельной ротой выставилось Московское архитектурное общество, архитекторы интерьеров и частных домов, которых уж лет десять никто не видал, потому что работали они в полях между Рублевкой и Новой Ригой и было им не до выставок. А тут вышли с полей, и хотя жизнь их потрепала, потому что вместо стендов у них такие простынки, где с одной стороны напечатан портрет бойца, а с другой — фотки его построек, все ж таки они все еще в строю. Другой шеренгой следуют номинанты на основанный критиком Николаем Малининым интернет-конкурс "Дом года" — московские и петербургские. В общем, на удивление внятная, четкая экспозиция. Это тем более поразительно, что в предыдущие годы все было как-то совсем не так. Называлась выставка "Арх-Москва" и тоже имела какие-то слоганы, но сразу же за входом архитектура как-то заканчивалась, а начинались мебеля. А тут кругом одна архитектура.

Причиной такого счастливого положения дел нужно считать кризис. Хотя архитекторы с ноября очень сетуют на тяжелое материальное положение, все же они свою выставку не бросают и вкладываются всерьез, выкупая выставочные площади и создавая серьезные стенды. Видимо, у продавцов мебели и сантехники дела радикально хуже — они исчезли, и "Арх-Москва" стала напоминать ту выставку, какой она задумывалась и была пять-семь лет назад. Я считаю, важный показатель. Исходя из состояния "Арх-Москвы" можно рассчитать идеальную цену барреля для развития русской архитектуры — в районе $50. Если меньше, нечего показывать, если больше, возникает хаос коммерческих понтов.

Но, насколько я понимаю, такого эффекта никто особенно не планировал и не ожидал. Если взять его в расчет, выставку стоило бы назвать не "Next", а "Previous" — "предыдущее". Архитекторы, которых я перечислил, старые участники "Арх-Москвы", они выставляются уже по десять лет, прекрасно известны. Часть показанных ими проектов созданы до кризиса, часть — уже сегодня, но все они сделаны в модели докризисной экономики. Гипертрофия квадратных метров, слабая проработка функции, особое внимание к "зарубежности" внешнего вида здания для повышения его товарной стоимости — основы "поэтики" этой архитектуры.