Best Building Awards® RU | EN

Москвичи голосуют за дома-гиганты

У жителей столицы появилась возможность лично и пристрастно оценить произведения архитектурно-строительных жанров, в изобилии прорастающих на столичной почве.

Газета "Известия" 15.04.2008 

На этой неделе общими усилиями голосовавших на сайте www.domgoda.com определено лучшее здание, построенное в российской столице в 2007 году. Им признан циклопических размеров дом "Парус" на Ходынском поле. Выдающиеся новостройки, вызывающие у горожан разноречивые чувства, с недавних пор можно не только оценивать, но и обследовать самолично - правда, пока что только на экскурсиях общественного проекта "Свобода доступа".

Премия "Дом года", учрежденная журналом Made In Future, - первая архитектурная награда, присуждаемая не по принципу "свои оценивают своих". Здесь решает, у какой из столичных новостроек есть шанс попасть в историю, а у какой - нет, не мнение профессионального большинства, а вкус человека с улицы, незашоренного и не связанного внутрикорпоративными обязательствами. Поделиться собственными ощущениями по поводу окружающих нас современных образцов "застывшей музыки", выбрав в Сети изображение приглянувшегося дома из числа номинантов - самых громких и заметных новостроек, стало возможным совсем недавно. Впервые "Дом года" - лучшее столичное здание постройки 2006 года - определили в 2007-м. Тогда 560 голосами из примерно 2000 лучшим из 14 номинантов был признан жилой дом "Авангард". Народный выбор, кстати, не стал оригинальным - тот же веселый разноцветный дом-цилиндр, построенный на Новочеремушкинской улице, был оценен и на закрытых для дилетантов конкурсах.

Голосование за "Дом года-2007" складывалось драматично. Два явных лидера - дом "Парус" на Ходынском поле и школа-интернат в микрорайоне Кожухово - до последнего шли буквально "нос в нос". В итоге первым с отрывом всего в 15 голосов оказался "Парус". Хотя поддержавших проигравшего понять проще. Его авторы сделали все, чтобы школа-интернат для детей с ограниченными возможностями ничем не напоминала своих убогих казенных собратьев. Яркие краски, необычные, изогнутые линии корпусов, светлые галереи и атриум вместо тесных коридоров - недаром всю эту красоту, выросшую на восточной окраине Москвы, под боком у деревни Кожухово, дирекция интерната сразу же предложила обнести глухим забором в три метра высотой для защиты от аборигенов. К счастью, архитекторы отстояли прозрачный забор. Будь их воля, они бы еще и местный захламленный овраг превратили в озеро (школа намеренно спроектирована лицом к этому оврагу), но эту красивую идею отстоять не удалось.

Жилой дом "Парус" - в народной версии "дом-ухо", "дом-гора" или "дом-улитка", а в официальных документах 17-й корпус 2-й очереди застройки микрорайона "Грандъ-парк" - это совсем другая история. Не исключено, что если бы голосование велось сразу и за "Худший дом-2007", то он и тут оказался бы среди номинантов. Лицезреть его из собственных окон вряд ли бы захотели многие. А вот демонстрировать его приезжим в качестве гигантского экзота, способного вырасти исключительно на столичной земле, - запросто, тем более что видно его за версту.

Дом и в самом деле чисто московский: 24-этажная экстравагантная мегаскульптура проклюнулась из ничем не примечательного проекта исключительно "по земельным обстоятельствам". Поначалу планировалась вполне банальная коробка, но она заслоняла свет расположенной поблизости школе, и ее начали "обрезать". Так и дорезали до "уха". Кстати, по задумке авторов, в "ухе" имелась дырка. Но такой вольности инвестор уже не допустил: арка съедала солидную часть ценной недвижимости, так что от нее на фасаде остались лишь следы в виде вертикальной вставки.

Можно только догадываться, за что "дом-ухо" получил свой приз обывательских симпатий. Наверное, за оригинальность. Этот выбор, как это ни обидно, многое говорит о предпочтениях горожан, видимо, накрепко прикипевших к городу, где 90% новых домов - башни в виде простых геометрических фигур или набора секций-клонов. Этот выбор, как это ни печально, не способен вдохновить и ободрить редких нынче мастеров, создающих архитектуру в подлинном смысле этого слова. Поскольку оценить их находки, судя по тому же голосованию за "Дом года", некому, кроме богатого заказчика.

Вот, например, весьма живописному дому в Брюсовом переулке, 19, колонны которого, похожие на деревья, вместо капителей венчают кадки с настоящими деревьями, отдали пальму первенства всего 70 человек, или 5,09% голосовавших. Хотя именно этот дом оказался в списке самых примечательных столичных новостроек, избранных для стартовавшего в сентябре 2006-го проекта "Свобода доступа".

Этот независимый общественный проект, запущенный архитектурным обозревателем Александром Змеулом, пообещал любознательным горожанам доступ на уникальные и эксклюзивные столичные новостройки. И это оказалось почти что правдой. Если не считать, что конкурс на участие в бесплатных походах по местам будущей архитектурной славы с самой первой экскурсии установился на уровне как минимум три человека на место. Оказавшимся в числе допущенных счастливчиков за год удалось осмотреть и оценить кроме уже упомянутого дома в Брюсовом переулке и другие последние образцы лучшего и спорного. В том числе - несколько строящихся небоскребов в "Москва-Сити", "Посольский дом" в Борисоглебском переулке, клубный дом "Панорама" на улице Климашкина...

Граждане, не посвященные в тонкости архитектурно-строительного бизнеса, делают на этих экскурсиях массу интересных открытий. Так, несколько программистов, филолог и социолог, попавшие в числе экскурсантов в дом "Панорама", узнали, что проектирование элитной жилой недвижимости начинается сегодня с фотографий видов, которые откроются жильцам еще не построенного дома: именно от этих видов и "пляшут" архитекторы, предлагая концепцию дома и его название. У этого клубного дома сначала появилось название, которое и помогло проектировщикам придумать необычный ход - не закрывать виды стенами. Во всяком случае, именно так объясняли выступавшие в роли экскурсоводов архитекторы и заказчики примечательного "стеклянного" дома, цвет фасадов которого, собранных из обычных и тонированных стекол и стекол с зеркальным эффектом, меняется при разном освещении подобно хамелеону.

Пока что большинство столичных выдающихся объектов после заселения превращаются в абсолютно неприступные крепости. У прохожего, заинтересовавшегося необычным "древесным фасадом" дома в Брюсовом переулке, нет никакой возможности увидеть его начинку, например 8-этажный атриум, вдоль которого бегают панорамные лифты, - кстати, это первый в Москве атриум в жилом доме. Сегодня человек с улицы может разве что внимательно оглядеть дом снаружи, и то - если не прогонит охрана. Мы все никак не дорастем до Европы, где не только живут в необычных домах, но и пускают туда туристов. Потому там и нет проектов вроде нашего "свободного доступа".

Попавшие в историю

Несмотря на расхожее мнение, что современная столичная архитектура настолько безнадежна, что гостям города показать абсолютно нечего, некоторые сооружения последнего времени уже вошли в маршруты ознакомительных экскурсий по столице нашей родины.

"Беременный дом" (1-я Брестская улица, 29/22), известный в народе также под именами "Пингвин" и "Пузо", заслуживает внимания исключительно из-за своей формы. "Пупок" этого 16-этажного офисного здания вылез за красную линию ровно на пять метров. Говорят, что идею, сулящую добавочную жилплощадь, инвесторы оценили сразу. Но как архитектурному бюро "Остоженка" удалось протолкнуть "беременный" вариант через все согласующие инстанции - загадка.

Дом-яйцо на улице Машкова, 1/11 и знаменитый "Патриарх" на углу Малой Бронной и Ермолаевского переулка, спроектированные Сергеем Ткаченко и Олегом Дубровским (бюро "Объеденение архитекторов"), также заняли достойные места в перечне почитаемых туристами объектов. Пятикомнатному дому-сувениру в форме яйца (его площадь - всего 342 кв.м), включенному в рейтинг самых необычных зданий мира, время от времени присваивают нового гламурного хозяина. Но вот уже три года как он выставлен на продажу, а покупателей все нет. Об экстравагантном сооружении с гордым именем "Патриарх" экскурсоводам тоже есть что рассказать. Тем более что он и построен в самом мистическом месте Москвы - на Патриарших. Один из главных приколов дома, который признан удачной архитектурной шуткой, - его скульптуры: в них в одеждах римских патрициев запечатлены большие столичные чиновники.

"Помпейский дом" архитектора Михаила Белова, расположенный в Филипповском переулке рядом с церковью апостола Филиппа, - еще одно архитектурное явление, для столицы абсолютно нетипичное. Впрочем, архитектурные критики утверждают обратное - что дом этот и есть "самое московское, что можно увидеть в этом городе". Придумавший этот дом Михаил Белов на все вопросы о том, как он отколол такую фантастическую смесь ордерной классики с узорным московским барокко, отвечает, что популярная сегодня архитектура минимализма, чистых линий и простейших форм, на его взгляд, бесконечно скучна и уныла, тем более в российской столице, где так много серых дней в году. С "Помпейским домом" точно не соскучишься.

"Посольский дом" (Борисоглебский переулок, 13, стр. 3) архитектурного бюро "Остоженка" еще станет московской достопримечательностью. Говорят, что от необычных, скошенных под 30 градусов окон его корпуса-цилиндра инвестор пришел в восторг. Но аналогии со знаменитым домом Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке в данном случае не подходят: для обитателей дома, зажатого со всех сторон другим жильем, экстравагантные окна - лишь способ защитить свою личную жизнь от чужих взглядов. Кстати, во время строительства "Посольский дом" подвергся нашествию любопытствующих экскурсантов проекта "Свобода доступа". На этом доступ незнакомцев в элитный дом и закончился.