Уникальность его состоит в том, что практически более 20% площади района занимают охраняемые территории. Незначительное количество нефтедобывающих предприятий в районе обусловило сохранность большой части территории в первозданном виде. Одной из самых крупных по площади является природный парк окружного значения Нумто.
Озеро Нумто в переводе с хантыйского означает «Небесное» или «Божье озеро». С давних пор озеро является одним из главных священных мест хантов и ненцев, коренных народностей этой территории. Согласно легенде озеро является живым существом-мужчиной, у которого есть жена – озеро Пякуто. В центре озера находится Святой остров, на котором происходят все обряды жертвоприношения, и куда не ступала нога ни одной женщины.
Важную роль в сегодняшней жизни коренных народов составляет традиционное мировоззрение, отличающееся высокой степенью экологичности и направленное не на «покорение» природы, а на приспособление к ней человека.
В хантыйском пантеоне главное место занимают два божества – две могучие силы, ведущие между собой войну, сила света и силы тьмы – Нум и Нга. Оба они - участники Сотворения всего живого на земле. Нум создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей, а бог Нга – напротив, все злое, нечистое и вредное. Спор о том, «кто есть первый», Нум или его извечный соперник Нга, происходит в мифологии от Сотворения до пересотворения, охватывая каждый год, день, человека, вещь.
Предлагаемая архитектурная концепция призвана образно отразить традиции древних верований.
Сменяется череда суток, и человеческий век постепенно перетекает с востока на запад. На востоке располагается обитель Нума, откуда приходят души людей, на западе – страна Нга, куда они, покинув человеческое тело, уходят. Экспозиция объекта решена так, что, для зрителя, поднимающегося по ступеням здания, постепенно открываются различные уровни пространства. Экспозиция, по мере движения, сопровождается звуковыми и световыми эффектами.
В мифологии представлены семь уровней подземной жизни и семь уровней наземной жизни существ. Основное внимание уделено музейной зоне здания, включающей в себя много уровневое пространство – соответствие подземному и небесному мирам – объединяет открытую (наружную) и внутреннюю, закрытую экспозиции. Верхний уровень открывает простор для обзора флоры и фауны с вкраплениями этнографической экспозиции, а нижний уровень проводит в земной срез с содержащимся в нем подземным живым миром.
Здание экоцентра формируется двумя составляющими: горизонтальным призматическим объемом треугольного сечения и разделенным этой призмой надвое усеченным конусом. Конический объем – это метафора традиционного жилища народностей края – чума. Настоящий чум всегда разделен на две зоны – мужскую и женскую. Части конуса решены по-разному. Одна из них, выходящая на задний фасад, представляет собой глухой объем, облицованный снаружи, как и вся плоскость фасада, металлом. Вторая, организующая южный фасад, состоит из двух объемов: закрытого, с лестницей внутри, и открытого, со светопрозрачной каркасной конструкцией, основу которой составляют гигантские шесты. Прообразом последней стал традиционный чум, который всегда возводится с помощью длинных и крепких деревянных шестов. И именно через эту половинку конуса проходит уже упомянутая пешеходная галерея. Конструктивная часть корпуса, укрытая баннерами с этническими рисунками народов Севера, служит для размещения наружной экспозиции.
Прообразом горизонтально лежащей призмы стала длинная и узкая лодка – облас, используемая коренным населением для рыболовства и передвижения по многочисленным рекам и озерам». В качестве буквального напоминания и усиления общего образа у главного входа в здание архитекторы разместили один из первых экспонатов – настоящий облас.
Оленьи шкуры – незаменимый материал в жизни коренных народов. С их помощью оформлены фасады входной группы, декорированы балки, графическими линиями рассекающие гладкие металлические плоскости. Другим декоративным элементом становятся узкие прорези окон, символизирующие, по замыслу архитекторов, многочисленные большие и малые реки, формирующих рельеф Белоярского района. Символична и вставка над входной группой – призматический элемент из прутьев, вторящий по форме основному объему.
Треугольные торцы основного объема, представляющие собой металлические панно с выпиленным на них объемным рисунком. Символическое изображение луны в виде круглого проема на торце входной группы и солнца на противоположном торце напрямую связаны с представлениями коренных народностей о мироустройстве, движении добрых и злых сил. Пластика этих узоров и удивительно точно подобранный ржавый оттенок напоминают многочисленные болота, расположенные на территории края. Над входом подвешен оберег, столь характерный для коренных народностей - оплетенной канатом булавы.
Целью проекта стало объединение в современной архитектуре материалов и форм, отражающих особенности природы, культуры и мировоззрения края.